Антон Никитин. Chok.

Что такое playback и как он делается.

Без технических подробностей и простым языком.
Вступление.

С развитием цифровых технологий в музыкальной индустрии появилась возможность отказаться от классических методов записи, таких как магнитная лента или виниловые пластинки (и то и другое сохранилось по сей день, но это уже другая история). Со временем это позволило уменьшить размер звукозаписывающей аппаратуры сначала до размеров комнаты, затем – персонального компьютера, а потом и вовсе до размеров ноутбука.

Параллельно в мире развивались технологии цифрового моделирования звучания различных инструментов, появлялись все более и более точные и «живые» по звуку плагины. Делались цифровые копии работы студийного оборудования, например, компрессоров, лимитеров и многого другого – их обновление и совершенствование не останавливается и сейчас.

Нетрудно догадаться, что любому современному композитору, звукорежиссеру, музыканту необходимо следить за выходом новинок и хорошо в них разбираться. «Для чего?» – спросит кто-то из вас. «Ну, вы же не наденете свадебный костюм, сшитый в 1983 году, чтобы пойти в ЗАГС сегодня?» – ответим мы. Конечно, есть и такие люди, но выглядеть они будут, как минимум, странно.
... любому современному композитору, звукорежиссеру, музыканту необходимо следить за выходом новинок и хорошо в них разбираться.
И так, что такое «плейбэк»?

В любой современной композиции, и даже той, которую вы слушаете прямо сейчас, используется большое количество инструментов, различных звуков и разновидностей вокала (как основного, так и бэк-вокала). Часто записанные в студии партии инструментов трудно или вовсе невозможно исполнить на концерте вживую, причем по разным причинам. Ну, например, для этого нужно задействовать несколько десятков музыкантов, а это просто невыгодно.
Для того чтобы композиция на концерте звучала так же красиво, как и на студийной записи, используется плэйбек.
Плейбэк в дословном переводе с английского языка – это «игра позади». То есть заранее записанные партии инструментов (чаще всего клавишных) и вокала в студии, в определённом темпе. Эти записи включаются во время исполнения песни на концерте, а музыканты, которые стоят на сцене, играют на своих инструментах поверх этих партий.
Большинство современных исполнителей, вне зависимости от жанра музыки, используют данную технологию на своих выступлениях: Rihanna, Madonna, Black Eyed Peas, Ozzy Osbourne, Monatik, Елена Темникова и многие другие, если не сказать, что все.
На сегодняшний день для профессионалов при выступлениях на больших сценах и фестивалях плейбэк является обязательным атрибутом.
На сегодняшний день для профессионалов при выступлениях на больших сценах и фестивалях плейбэк является обязательным атрибутом.
Как же это делается?

Для начала эти самые партии сочиняются и разучиваются музыкантами и вокалистами. Затем по очереди приезжают в студию и записываются под метроном (штука, которая отмеряет короткие доли равномерными ударами) в строго зафиксированном темпе. Затем звукорежиссер делает необходимую обработку и выстраивает сбалансированную громкость звучания инструментов (на языке профи – делает сведение). Далее сведённая композиция отдается мастеринг-инженеру, который доводит композицию до определённой громкости, делает звучание более правильным и приятным для слуха. Для этого часто используются авторские, сделанные по спецзаказу приборы с особыми характеристиками (в основном ламповые), которые вносят в звучание композиции свои неповторимые оттенки. Стоят они несколько десятков, а в некоторых случаях и несколько сотен тысяч рублей. По этой причине выбор специалиста по мастерингу – это очень важный этап для получения великолепного результата.
Затем готовую композицию, в которой отсутствуют партии инструментов, работающих вживую, отдают группе, которая начинает репетировать песню, а затем и исполнять её для вас на концертах.
Занимают эти процедуры довольно много времени и требуют большого количества технических ресурсов.
Выбор специалиста по мастерингу – это очень важный этап для получения великолепного результата.
Сколько это стоит?

Скажем сразу – это очень дорого!
Всё это делается в студии звукозаписи, а вот и перечень необходимых работ и их средняя стоимость:
* авторская переработка аранжировки на песню – от 6000 ₽
* запись вокала – 700 ₽/час (профессиональному вокалисту необходимо час-два на одну песню)
* запись инструментов – 800 ₽/час (для записи всех партий необходимо около 6 часов)
* сведение композиции – около 1500 ₽ за песню (у хороших специалистов в США около $300)
* мастеринг – от 1500 ₽ за композицию (у специалиста, неизвестного в России, без применения авторских приборов)
* работа вокалиста – от 1000 ₽/час
* работа музыкантов – от 1000₽/час
* репетиция песни – 400 ₽/час (необходимо минимум две репетиции по два часа)
Все цены указаны при работе в России с привлечением не именитых специалистов, без учёта транспортных расходов.
В среднем в репертуаре любой группы порядка 60 песен общей длительностью около 4 часов. Дальше просто берите калькулятор и удивляйтесь!
Как это делается у Chok?

Для работы на сцене с плейбэком необходимо достаточно большое количество аппаратуры. Вся аппаратура, которую использует команда Chok, профессионального уровня и тщательно подобрана для идеального звучания и безотказной работы. За основу взят принцип подбора и подключения оборудования исполнителя, который применяет Rihanna. Да, на своих концертах Chok работает на такой же аппаратуре, что и Rihanna, с той лишь разницей, что у западного исполнителя за это отвечает специальный человек, а у нас этот человек стоит на сцене.
К сожалению, существуют коллективы, которые считают достаточным включить с телефона или mp3-плеера плейбэк, сделанный в кустарных условиях, и называют себя при этом профессионалами. На наш взгляд, это безответственно и неуважительно по отношению к слушателям, которые приходят на концерт, и, тем более к тем, кто приглашает таких музыкантов на свой праздник.
Ведь наша задача – дать максимально высокое качество вне зависимости от того, на какой площадке мы играем!

До встречи на наших концертах! Stay Chok!